13 сентября 1918 года в семье Роуз Элизабет Кеннеди и Джозефа Патрика — родилась девочка. Ее назвали Роуз Мари, более известная как Розмари Кеннеди. Она родилась всего через год после своего очень известного брата, бывшего президента США Джона Кеннеди.

Розмари была прелестным спокойным ребенком. Но у матери вызывало сильную тревогу то, что дочка с опозданием поползла, встала, сделала свои первые шаги и с опозданием сказала свои первые слова. Мама постоянно сравнивала ее развитие с другими своими детьми.

Когда Розмари был всего годик, мама снова была беременна. Уделяла много времени младшей дочери, к тому же в 1923 году наступила черная полоса в их семье — умерла мать Джозефа Кеннеди и сестра Розы. Переживая горе, никто не задумался, как это переживала малышка Розмари. Психическое состояние ребенка сильно пострадало.

По оценкам, в семье людей с очень высокими показателями IQ около 130, у Розмари был IQ до 90. Для взрослого человека, испытывающего серьезные проблемы с психикой, обычно стандартное измерение IQ составляет от 70 до 75. Но в семье с очень высокими достижениями, она считалась глупенькой. 

1309-rozmary-kennedy

Была теория, что ее «медлительность» была обусловлена ​​обстоятельствами, связанными с ее рождением. Поговаривали, что медсестра «задержала» ее рождение из-за опоздания врача. Также считалось, что она была лишена кислорода в течение некоторого времени во время ее рождения.

Розмари не приняли в первый класс после детского сада по причине несоответствия уровня IQ ее возрасту. Она прошла еще раз курс детского сада. В школе Розмари писала справа налево, не могла сформулировать полностью предложение, была нарушена координация.

Как говорила ее мать, Розмари не могла управлять парусником в 10 лет, как ее братья и сестры. С трудом давались домашние дела: не могла порезать мясо, переложить его с одной тарелки на другую. Не понимала разницу между лево и право, что могло быть признаком дислексии ( но в то время такой диагноз не ставили и не было методов лечения).

Мать обходила многих врачей, но никто не мог поставить причину ее болезни. Они предполагали, что это могла быть генетика или родовая травма.

Сестры и братья Розмари думают, что у нее были эпилептические припадки. Но наверняка не знают, поскольку отец очень злился, если кто-либо спрашивал о здоровье дочери.

Было принято решение начать обучение Розмари на дому. Отсутствие социального взаимодействия с ровесниками усугубило ее состояние. Сама девочка понимала, что отличается от своих братьев и сестер, но не понимала почему.

Когда Розмари было 11 лет, родители нашли для нее частную школу-интернат. Они знали, что приспособиться к новым условиям ей будет сложно, но не видели иного выхода. Спустя несколько месяцев обучения, администрация школы отметила, что у Розмари улучшилась успеваемость, но также педагоги заметили частые “вспышки нетерпения”. Учителя назвали корень всех проблем Розмари —  низкая самооценка и неуверенность в себе. Они поняли, что Розмари нужно постоянно поощрять. И действительно, девочка стала преуспевать по всем предметам.

Когда Розмари было 15 лет, ее отправили в Священный Сердечный монастырь на Род-Айленде для обучения, где две монахини вместе со специальным учителем работали с ней в отдельном классе. Она умела читать, писать, выполнять математические задачи, включая умножение и деление. Уровень ее знаний был как у детей 4 класса. Она прилагала невероятные усилия, очень старалась, но все равно постоянно чувствовала, что является огромным разочарованием для своих родителей, которых она всегда хотела порадовать. 

Розмари была опечалена тем, что неспособна достичь всего того, что и остальные Кеннеди. На фоне этого участились “вспышки нетерпения”, которые, как думали позже, были вызваны расстройством, а также, возможно, усугублены гормональными изменениями в раннем взрослом возрасте. Такое психоэмоциональное состояние дочери было нежелательно  для семьи, и они чувствовали что нужно что-то сделать, чтобы это прекратить.

Она все еще училась в монастыре. Но семья беспокоилась, чтобы она не наделала глупостей, не забеременела или каким-либо другим способом не смущала их великолепное существование с идеальной репутацией. 

1309-rozmary

Поэтому в 1941 году, когда ей было всего 23 года, и в самом расцвете сил ее врачи рассказали отцу о новой хирургической процедуре, которая резко устранит припадки и обуздает смущение семьи. Это была процедура префронтальной лоботомии. 

Процедура носила экспериментальный характер и предполагалось, что после операции человек должен стать более кротким и спокойным. Как утверждал врач Уолтер Фримен, который разработал метод трансорбитальной лейкотомии («лоботомия топориком для льда»), процедура должна устранить из “душевной болезни” пациента эмоциональную составляющую. Джозефф Кеннеди настоял на том, что операция необходима его дочери.

О. Фримен в качестве обезболивания использовал электросудорожную терапию. Он нацелил нож на кость глазной впадины, и с помощью хирургического молотка пробил тонкий слой кости. Когда инструмент оказался в мозге, он ножом рассекал волокна лобных долей мозга. 

Ужас этой операции в том, что Розмари частично проснулась во время процедуры. Врач просил ее рассказать то, что ей было легко вспомнить по памяти, и когда она стала бессвязной, он остановился.

Фактически, операция проводилась вслепую и хирург разрушал не только пораженные по его мнению участки мозга, но и близлежащую мозговую ткань. После неудачной хирургической процедуры ментальные возможности Розмари снизились до уровня двухлетнего ребёнка. Несколько лет она жила в частной психиатрической больнице в Нью-Йорке, а затем в 1949 году была переведена в Сент-Колетту, штат Висконсин. Две медсестры круглосуточно ухаживали за ней.

У Розмари проявились практически все плачевные последствия лоботомии — припадки, потеря моторной координации, частичный паралич, недержание мочи, нарушение интеллекта, эмоциональную неустойчивость, полное нарушение речи. 

Она была оторвана от остальной части своей семьи, ее навещали мать и сестра. Отец же не навещал дочь после операции ни разу, пока она жила в Сент-Колетте. В 1958 году он отправил письмо в Сент-Колетту, в котором сказал, что он благодарен им за заботу о Розмари, позволившей остальной семье «заниматься своей жизнью».

Цветущая молодая женщина, чья жизнь до 22 лет была наполнена особыми случаями, такими как чайные танцы, походы в оперу, примерка платьев и другие общественные мероприятия. Она могла писать о событиях, происходящих с ней в ее жизни, в дневнике, который позже был опубликован в 1980-х годах. Биограф описывал Розмари как «красивую, с великолепной улыбкой» и очень милую личность, которую любили все, кому доводилось с ней встречаться.

Тогда почему отец пошел на такой рискованный шаг? Неужели низкое IQ, психические проблемы стояли того, чтобы на всю жизнь оставить своего ребенка инвалидом?

К сожалению, в те годы психиатрические проблемы или «медлительность» считались постыдными и скрывались от общественности. И отец посчитал, что лучше испробовать любой, даже самый рискованный метод, чем жить в позоре. 

Лоботомию разработал в 1936 году португалец Эгаш Мониш. Он выдвинул гипотезу, что этот метод может быть эффективным в лечении психических расстройств. Ужас в том, что его идею подхватили многие врачи по всему миру. Лоботомию проводили в Бразилии, Кубе, США, СССР, многих странах Европы. Мониш даже получил Нобелевскую премию за свое открытие. Только американцев за 1936-1950 годы было прооперировано около 50 тысяч. 

Операции проводили в нестерильных условиях врачи без хирургической подготовки. Даже сам Фримен не был хирургом, но тем не менее провел около 3,5 тысяч операций. Он путешествовал в большом фургоне по стране, проводя “операции”. А свой фургон в шутку назвал “лоботомобиль”.

И только в 1950-е годы, когда стали очевидны серьезные неврологические осложнения операции, законодательно ее запретили во многих странах мира. 

Розмари скончалась в госпитале Форт-Аткинсон в возрасте 86 лет 7 января 2005 года. Рядом с ней были три ее сестры и брат Тед. Ее похоронили рядом с родителями.