Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа — талантливейший художник, который внес весомый вклад в историю мировой живописи. За свои недолгие 36 лет жизни он оставил после себя около 600 живописных работ.

Имея талант от Бога, он был глубоко несчастным человеком. Наследственное заболевание, которое проявилось еще в раннем детстве, сделало его инвалидом и объектом непонимания и насмешек. Как его только не называли — карликом, извращенцем, алкоголиком, бездарным маляром.

Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года у представителей французского рода Альфонса и Адель Тулуз-Лотреков, которые приходились друг другу кузенами. То, что его родители были друг другу двоюродными братом и сестрой, и стало причиной его болезненности. Рос он очень медленно, сильно шепелявил, с трудом ходил. Родственники окружили его гиперопекой, поэтому ребенок был очень капризен и деспотичен.

В 9 лет он увлекся живописью. Рисовал птиц, лошадей, собак (поскольку отец часто брал его с собой на охоту), а также портреты одноклассников.

Когда Анри было всего 14 лет, он неожиданно для всех упал, вставая с низкого стульчика. Это привело к перелому шейки левого бедра. Потребовался целый год реабилитации, пока он снова смог встать на ноги. Но спустя пару месяцев он снова получил перелом шейки уже правого бедра, прогуливаясь с матерью в лесу и упав в овраг.

С тех пор нижние конечности Анри перестали расти. Его рост был всего 152 см, фигура была непропорциональной. А с возрастом изменилась и внешность миленького мальчика — нижняя губа отвисла, постоянно текли слюни, речь стала невнятной, зубы сгнили.

0809-tuluz-lotrek

На всех фото он запечатлен с густой бородой и черным котелком на голове, чтобы скрыть большой череп и искаженную челюсть.

Многие врачи пытались поставить диагноз Тулуз-Лотреку. Одни предполагали позднюю ахондроплазию, другие — несовершенный остеогенез (болезнь ломких костей). 

Близкородственное скрещивание среди семей французских аристократов было довольно распространено в целях сохранения богатства. Учитывая то, что отец и мать приходились друг другу двоюродными братом и сестрой, врач предположил наследственное заболевание — остеохондродисплазию — врожденная патология скелета. Еще в эмбриональном развитии неправильно закладывается костно-хрящевая система. 

В 1962 году, когда два французских врача впервые описали пикнодизостоз, стало понятно, чем был болен граф. Это врожденный тип аномалии скелета, который наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Встречается у 1-1,7 на 1 миллион населения. Для пикнодизостоза характерны маленький рост, недоразвитие костей черепа, выступающие лобные и затылочные бугры, широкие черепные швы и незаращение родничков. Отмечается остеосклероз, тенденция к переломам, гипоплазия, узкое небо, нарушение прорезывания зубов, аномалии формы и положения зубов, множественный кариес.

Тулуз никогда не улыбался, стесняясь своих кривых, гнилых зубов.

В 18 лет он окончательно и бесповоротно решил начать карьеру художника. Отправился в Париж и обосновался на Монмарте, обители парижской богемы. Конечно, родители до последнего не верили в его самостоятельность, отказывались оплачивать мастерскую, а саму живопись считали постыдным, не аристократическим занятием. Поэтому, первые свои работы Тулуз-Лотрек подписывал псевдонимом-анаграммой «Трекло».

Ночная жизнь Парижа захватывала его. Шумная компания, кабаре, бордели, актрисы и танцовщицы дарили ему бесконечную феерию. Пока не наступало утро…Гнетущее чувство болезненной и несправедливой реальности Анри заливал огромным количеством алкоголя. 

0808-anry-tuluz-lotrek

На увещевания друзей, что надо меньше пить, Анри отшучивался в свойственной манере: «О, уверяю вас, я могу пить, не опасаясь… Ведь мне не высоко падать, увы!». Начала формироваться алкогольная зависимость. А постоянные походы по борделям закончились сифилисом.

Жители ночного города, проститутки, пропойцы стали главными героями его картин.

Тулуз-Лотрек был неразборчив в общении, у него было много друзей на час, с которыми он выпивал. Но был в его жизни и хороший друг — его кузен и врач по образованию Габриэль Тапье де Селейран. Благодаря ему, Анри увлекся медициной и написал около 30 полотен на медицинскую тематику: «Операция Пеана», «Трахеотомия», «Экзамен на медицинском факультете в Париже».

0809-ekzamen-tuluz-lotrek

Тулуз-Лотрека был поклонником творчества Винсента ван Гога и поддерживал с ним приятельские отношения. В 1890 году, когда он узнал, что приятель находится в психиатрической больнице, он начал задумываться о своем будущем. Тулуз будто предчувствовал свою кончину.

Перестал лечиться от сифилиса, снова начал много пить, стал резким и агрессивным. 

В 1893 году друзья заметили, что он часто пребывал в мрачном, злобном расположении духа, речь его стала еще более неразборчивой. Он практически жил в домах нетерпимости и не без гордости заявлял:  «Наконец-то я нашел женщин не выше меня!». На всех своих картинах он изображал только женщин.

0809-tuluz

При этом, Лотрек прославился не только своими картинами, написанными маслом, но и считается одним из самых выдающихся графиков XIX в. Многие его гравюры и плакаты выполнены в технике литографии. 

 В 1897 году Лотрек переехал поближе к матери, поскольку состояние здоровья сильно ухудшилось. Появилась забывчивость, подозрительность, тревожность и галлюцинации. В начале 1899 года родственники госпитализировали его в частную психиатрическую больницу. Когда его состояние улучшилось, он продолжил работать и создал 39 рисунков серии «Цирк». Спустя 3 месяца его выписали, но врачи рекомендовали обеспечить за ним постоянное наблюдение ввиду амнезии и изменчивости настроения.

Всего полгода он продержался без выпивки, а потом принялся за старое, выпивая пол-литра бренди каждое утро.

В 1901 году у него развился паралич ног, перенес несколько инсультов с гемипарезом. Потерял слух, с трудом глотал и практически перестал говорить.

Анри Тулуз-Лотрек скончался 9 сентября 1901 года, не дожив 2 недели до своего 37-летия. 

Последние слова художника были «Старый дурак!», адресованные его отцу. Он так и не смог простить отца, который не разделял увлечение живописью и считал это занятие недостойным ремеслом. Вскоре после смерти сына граф Альфонс говорил: «Из-за того, что мой сын умер, я отнюдь не намерен изменять свое мнение о нем и превозносить до небес то, что при жизни его я не понимал и считал смелыми и дерзкими, но все же ученическими этюдами… Я не могу восторгаться его топорной работой, которая свидетельствует лишь о его горячем темпераменте». 

Когда после выставки работ Тулуза в 1907 году было принято решение установить памятник великому художнику, отец написал в комитет, что «его сын не обладал талантом» и что он будет «изо всех сил бороться против осуществления этого проекта».

И лишь когда создавался музей,  Альфонс де Тулуз-Лотрек перед смертью написал: «Вы больше верили в его талант, чем я, и вы оказались правы».

Современники насмехались над художником, часто критиковали его творчество и тематику полотен, но при этом охотно раскупали его работы. 

Этот физически, и психически нездоровый человек умел проникать в души людей и изображать их такими, какие они есть — со всеми изъянами и отнюдь не невинной душой. Если бы не его преждевременная смерть, сколько бы этот психолог кисти и холста смог изобразить еще прекрасных откровений из жизни парижан.

Источник: Анри Перрюшо «Жизнь Тулуз-Лотрека»